ДИСКОГРАФИЯ

Поёт Николай Константинович Печковский

Восстановленные записи 1929-1941 гг.

 

Имя Николая Константиновича Печковского (1896-1966) стоит в одном ряду с именами великих трагических актёров русской оперной сцены 20 века, таких как Ф.И. Шаляпин, И.В. Ершов. И если в историю русского оперного театра Шаляпин вошёл в первую очередь непревзойдённым создателем образа Бориса Годунова в одноимённой опере Мусоргского, Ершов – создателем образа Гришки Кутерьмы в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже…», то у Н.К. Печковского вершиной стало создание образа Германа в «Пиковой Даме»  П.И. Чайковского. Печковский обладал редким по тембру и красоте голосом, в теноре которого слышались и металл, и мягкие лирические краски, и низкие баритональные оттенки. Высокая, статная фигура, артистический магнетизм, обаяние, огромный темперамент, в коем был и трагический излом, и страсть, и слеза несбывшихся надежд, любовь, необычайная музыкальность, широкое русское дыхание, сценическая пластичность, наконец, полная прочувствованность, осмысленность всего того, что пелось, игралось, а в процессе игры и импровизировалось, - всё делало его героем не только данной оперы, но и любого сценического представления.

 

В довоенные годы публика ломилась на Печковского, успех которого был не меньшим, чем, например, у Л.В. Собинова или Ф.И. Шаляпина. И если бы творческий расцвет певца не был прерван войной, немецкой оккупацией, сталинскими лагерями (1944-1954), а затем намеренным забвением и изъятием его оклеветанного имени из анналов истории русской оперной сцены, то сегодня о нём бы знали все, то мала до велика, а не только старшее поколение петербуржцев. На свет появилось бы не одно исследование его творчества, из коего можно было бы, в частности, узнать о творческом генезисе Печковского: драматический театр Москвы начала века - драматический тенор А.М. Давыдов, Ф.И. Шаляпин - К.С. Станиславский, - или о том, что образом Германа не ограничивается вклад артиста в развитие музыкального театра. Создавая на сцене неповторимый, глубочайший образ Отелло, певец мог как художественный руководитель возглавить филиал Мариинского театра, превращая каждую свою режиссёрскую работу в большое событие театральной жизни города на Неве. С той же лёгкостью оперный певец мог быть героем в оперетте И. Кальмана «Сильва», или играть роль Незнамова в пьесе А.Н. Островского «Без вины виноватые», или воплощать образ Лёньки глубже, тоньше, чем его задумал автор (Т. Хренников – опера «В бурю»), не говоря уже о камерном репертуаре, где исполнительские шедевры ожидали слушателя в романсах как Чайковского, Рахманинова, Листа, Грига, так и в итальянских песнях, в русском бытовом романсе, в балладах шута… Во всём, чего бы не касался артист, видна была неподражаемая личность, одухотворённость, полнокровная жизнь любящего сердца.

 

И всё же трагическая судьба певца донесла до нас его голос в виде довоенных записей – пластинок, собрание которых воплощено на этом диске, и магнитных непрофессиональных записей 50х-60х годов. Сквозь техническое несовершенство представленных на этой пластинке записей, тем не менее, думаю, до нас долетит неповторимый тембр голоса молодого Печковского, его исполнительская манера, его брошенное от всего сердца слово.

 

© Илья Печковский

 

[1]   Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама» (Чайковский)

[2]   Ария Германа из оперы «Пиковая дама» (Чайковский)

[3]   Речитатив и ариозо Канио из оперы «Паяцы» (Леонкавалло)

[4]   Песня из оперы «Рафаэль» (Аренский)

[5]   Баркарола Мезаньелло из оперы «Фенелла» (Обер)

[6]   Куплеты Лёньки из оперы «В бурю» (Хренников)

[7]   Хотел бы в единое слово (Чайковский)

[8]   Страшная минута (Чайковский)

[9]   Октава (Римский-Корсаков)

[10] Певец (Рубинштейн)

[11] Эрос (Григ)

[12] Прощание с Неаполем (неаполитанская песня)

[13] Неаполитанская серенада (обр. Нелиуса)

[14] Сердце матери (песня) (обр. Ришпена)

[15] Последняя песня Шута (Сенкевич)

[16] Выборный марш (Энтелис)

[17] Любушка (Шишов)

[18] Три товарища (Толмачёв)

[19] Походная (Толмачёв)

 

Ремастеринг 1993, А.М. Лихницкий

 

ДИСКОГРАФИЯ