ДИСКОГРАФИЯ

АудиоМагазин Тест CD-1

 

[1]   Доницетти. «Лючия де Ламмермур» (фрагмент 3 акта). Шин Йонг Ок (сопрано), оркестр, дир. А. Дмитриев.

[2]   Чайковский. «Лебединое озеро» (фрагмент сцены № 4). Оркестр, дир. А. Аниханов.

[3]   Звучание рояля «Стейнвей».

[4]   А.П. Петров. Рождественская симфония (фрагмент репетиции). Оркестр, дир. А. Дмитриев.

[5]   С. Слонимский. Симфония №10 «Круги ада» (два фрагмента репетиции). Оркестр, дир. Равиль Мартынов.

[6]   Дирижирует В. Фуртвенглер. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

[7]   А. Швейцер (орган). И.С. Бах. Прелюдия ми-минор.

[8]   И.Я. Падеревский (фортепиано). Паганини-Лист. «Кампанелла» (отрывок).

[9]   А. Сеговия (гитара). Таррега. «Тремоло».

[10] То же (фрагмент). Запись с фильтром ограничения ВЧ.

[11] Я. Хейфец (скрипка). Паганини-Ауэр. Каприс  № 24 op. 1 (заключительная часть).

[12] Ф. Крейслер (скрипка). «Радость любви» Крейслера.

[13] То же (фрагмент). Акустическая запись.

[14] Ф. Шаляпин (бас). «Лучинушка» (народная песня).

[15] М. Баттистини (баритон). Культа (Денца). «Мелодия».

[16] Э. Карузо (тенор). Бизе. Романс Надира из оперы «Искатели жемчуга».

[17] Б. Джильи (тенор). Леонкавалло. Серенада Арлекина из оперы «Паяцы».

[18] Л. Понс (сопрано). Верди. Ария из 2 акта оперы «Риголетто».

[19] Дирижирует А. Тосканини. Верди. Вступление к 3 акту оперы «Травиата».

 

[20]-[70]. Испытательные сигналы.

 

 

Тестовый диск «Тест CD-1»служит исключительно целям обучения прослушиванию музыки и исследованию качества звучания аппаратуры

Стереозаписи современных музыкантов

[1] Доницетти. «Лючия де Ламмермур» (фрагмент дубля сцены из 3 акта). Шин Йонг Ок (сопрано). Петербургский филармонический оркестр, дирижёр Александр Дмитриев. Записано в зале Капеллы в мае 1995 г. Объём зала 6740 куб. м.

Шин Йонг Ок – молодая солистка «Метрополитен Опера» (Нью-Йорк), родилась в Корее. Запись производилась по заказу фирмы “Samsung”. В использованном дубле прослушивается скрип рассохшегося паркета под туфельками-шпильками певицы.

 

[2] Чайковский. «Лебединое озеро». Дуэт скрипки и виолончели в сцене № 4 (фрагмент дубля). Молодёжный симфонический оркестр, дирижёр Андрей Аниханов. Записано в Большом зале Петербургской филармонии в 1994 г. Объём зала 27150 куб. м.

 

[3] Звучание концертного рояля «Стейнвей» (пробы микрофонной техники). Записано в Малом зале Петербургской филармонии в 1995 г. Объём зала 4780 куб. м.

 

[4] А.П. Петров. Рождественская симфония (хор, фрагмент репетиции). Петербургский симфонический оркестр, дирижёр Александр Дмитриев. Записано в Большом зале Петербургской филармонии в мае 1995 г. Объём зала 27150 куб. м.

 

[5] С. Слонимский. Симфония №10 «Круги ада» (оркестровые тутти с ксилофонами, два фрагмента репетиции). Академический симфонический оркестр, дирижёр Равиль Мартынов. Записано в Большом зале Петербургской филармонии в апреле 1995 г. Объём зала 27150 куб. м.

 

Эталоны музыкального исполнительского мастерства

(грамзаписи 1909-35 гг.)

[6] Вильгельм Фуртвенглер дирижирует Берлинским филармоническим оркестром. Увертюра Бетховена «Эгмонт». “Polydor” 67055, запись 1933 г.

Фуртвенглер (1886-1954) – величайший дирижёр XX века, руководил Берлинским филармоническим оркестром до и во время Второй мировой войны. Его интерпретации немецкой классики – это сплав интеллекта, воли и эмоций. В «Эгмонте» сила маэстро ощущается не только в слаженном и прекрасно, по-бетховенски, сбалансированном звучании оркестра, но и в каждой заполненной музыкой паузе.

 

[7] Альберт Швейцер играет на органе в Квинз-Холл в Лондоне. Прелюдия ми-минор И.С. Баха. “Victor” 9741, запись 1935 г.

Швейцер (1875-1965) – величайший органист, христианский теолог, врач, музыковед (известен как исследователь творчества И.С. Баха). В 1913 г. оставляет карьеру музыканта, учёного и уезжает в континентальную Африку лечить чернокожее население. Записей Швейцера немного, все они сделаны в периоды кратковременных его поездок в Европу. Игра Швейцера на органе вызывает ощущение беспредельной высоты парения человеческого духа.

 

[8] Игнацы Ян  Падеревский играет на рояле. Паганини-Лист, «Кампанелла» (отрывок). “Victor” 6825, запись 1931 г.

Падеревский (1860-1941) – величайший пианист начала века, известный композитор, в 1919 г. был премьер-министром Польши. Представитель романтического стиля игры. В предлагаемой записи пианист демонстрирует филигранную технику и своё духовное родство с исполняемой музыкой.

 

[9] Андреас Сеговия играет на гитаре. Таррега, «Тремоло». “HMVD1305, запись 1927 г.

Сеговия (1893-1987) – прославленный испанский гитарист, получивший прозвище «Паганини гитары». Его ставили в один ряд с такими исполнителями классической музыки, как Крейслер, Казальс, Шнабель. В 1927 году были сделаны первые записи Сеговии. Как оказалось, они исключительно интересны. Одна из них представлена на нашем диске. Игра музыканта отличается силой и необычайной выразительностью. В силе его игры убедились несколько тысяч слушателей его сольного концерта в зале «Палау» (Барселона, 1916 г.). Благодаря особой энергетической заряженности игра Сеговии кажется нам более громкой, чем обычная игра на гитаре. Чтобы передать все нюансы звукоизвлечения, полоса частот в процессе этой записи была «открыта» полностью.

 

[10] Фрагмент предыдущей записи (пример для сравнения по контрасту).

В этом фрагменте полоса частот ограничена. В результате достигнут компромисс (обычно применяемый при ремастеринге) между правильностью передачи характера звукоизвлечения и заметностью шума.

 

[11] Яша Хейфец играет на скрипке (ф-но А. Сандер). Паганини-Ауэр, каприс  № 24 op. 1 (заключительная часть). “HMVDB2218, запись 1934 г.

Хейфец (1901-1987) – родился в России. В 1917 году эмигрировал в США. «Вероятно, никогда ещё не было скрипача, который настолько бы приблизился к вершинам совершенства, как Хейфец», - писал о нём Карл Флеш. Как отмечали многие, игра Хейфеца несёт в себе сдержанную силу, глубину и зрелость, при этом она свободна от всякой сентиментальности. В предлагаемой записи Хейфец демонстрирует феноменальное владение техникой игры на скрипке. Обратите внимание, как органична для этого произведения его игра флажолетом (со слегка свистящим звуком, напоминающим звук продольной флейты).

 

[12] Фриц Крейслер играет на скрипке (ф-но К. Ламсон). «Радость любви» Крейслера. “Victor” 6608, запись 1928 г.

Крейслер (1875-1962). «Первым скрипачом мира» называл его Сергей Рахманинов. Крейслера отличала мягкая, утончённая, поэтичная манера игры и хорошо узнаваемый тембр скрипки. Хотя Крейслер был чрезвычайно образованным человеком, внешне – в обществе и выступая на концертах – он, казалось, потакал невзыскательным вкусам и часто играл «простенькие» музыкальные пьесы. Несмотря на это, его исполнение поражает нас беспредельным эстетическим совершенством и одновременно простотой. Яркую, индивидуально окрашенную манеру игры Крейслера мы советуем сравнить со столь же совершенной, но иной по характеру игрой Хейфеца.

 

[13] Фриц Крейслер «Радость любви» (фрагмент) “Gramophone” 07963, акустическая запись 1911 г.

Сравните эту запись с предыдущей. В этом исполнении в акустической записи при явно худшем тональном балансе и заметном шуме слушатель может различить больше тонкостей в трактовке музыкального произведения.

 

[14] Фёдор  Шаляпин (бас). «Лучинушка» (народная песня). “Gramophone” 022189, акустическая запись 1912 г.

Шаляпин (1873-1938) – это прежде всего рождённая Россией самобытная личность мирового масштаба: гениальный певец, актёр, художник, писатель. Уже в 28 лет он завоевал мировую славу, выступив в театре «Ла Скала» в опере Бойто «Мефистофель». После спектакля публика на руках несла его из театра к дому композитора. Навсегда покинул Россию в 1922 году. Обладал «полётным», необычно богатым по тембру задушевным голосом. Буквально завораживал публику своей неисчерпаемой энергией. Расцвет артистической мощи Шаляпина-певца приходится на период с 1910 по 1925 год. Именно тогда он открыл миру неизмеримое богатство русской народной песни.

 

[15] Маттиа Баттистини (баритон). Культа (Денца). «Мелодия». “Gramophone” 052319, акустическая запись 1909 г.

Баттистини (1859-1928) – великий мастер бельканто конца XIX – начала XX вв. (петь начал с 1878 г.). Обладал удивительно полётным голосом. Его пение отличала чистота интонации, мягкость и красота фразировки. Баттистини славился своим «виолончельным» тембром голоса. О его высочайшем исполнительском мастерстве можно судить по включённой в тестовый диск записи.

 

[16] Энрико Карузо (тенор). Романс Надира из оперы Бизе «Искатели жемчуга». “Gramophone” 032026, акустическая запись 1916 г.

Карузо (1873-1921) – великий тенор бельканто Певец высочайшей исполнительской культуры. Обладал голосом, который, скорее всего, следует назвать «теноровый баритон». Певца отличали мягкий лиризм и огненный темперамент. Данная запись, несмотря на небольшие повреждения канавки пластинки, достоверно передаёт красоту и богатство тембра и необыкновенную свободу динамики пения великого артиста.

 

[17] Бениамино Джильи (тенор). Серенада Арлекина из оперы Леонкавалло «Паяцы». “ElectrolaDB3158, запись 1034 г.

Джильи (1890-1957) – замечательный мастер бельканто. Пел с 1914 года в «Ла Скала» и других театрах Италии. Джильи необычайно музыкален, голос его удивительно пластичен, хотя по своим возможностям слегка ограничен. Необычайно тонкий вкус, фантастическое обаяние, лиризм Джильи принесли ему неслыханную популярность. Джильи был невероятно требователен к себе. К примеру, включённая в тестовый диск запись была забракована им из-за небольшой неточности интонации в заключительном звуке серенады.

 

[18] Лили Понс (сопрано). Ария Джильды из второго акта оперы Верди «Риголетто». “HMVDB1597, запись 1931 г.

Понс (р. 1904). Француженка. Обладала удивительно подвижным лирико-колоратурным сопрано. Её голос отличался чистотой и яркостью тембра. Несмотря на лёгкий отпечаток духа французского варьете, в её пении вас покорит безупречная отточенность мастерства, а также богатство динамических оттенков. Понс, как и наша современница Шин Йонг Ок, солистка «Метрополитен Опера», но только в период с 1931 по 1955 гг.

 

[19] Артуро Тосканини дирижирует Нью-йоркским филармоническим оркестром. Вступление к третьему акту оперы Верди «Травиата». “HMVD1672, запись 1934 г.

Тосканини (1867-1957) – величайший из дирижёров конца XIX – начала XX вв. Он был признан сразу и везде. В период с 1898 по 1929 г. он – главный дирижёр театра «Ла Скала», с 1908 по 1915 – «Метрополитен Опера», с 1926 по 1936 г. – Нью-йоркского филармонического оркестра Национального радио США (NBC). Активное волевое начало, ярчайший темперамент и неукоснительное следование партитуре исполняемой музыки – главные черты творчества маэстро. Когда мы слушаем сейчас записи Тосканини, нас прежде всего поражает то, как музыканты оркестра в его руках объединяются в один безупречно слаженный организм. Вступление к 3 акту «Травиаты» в предлагаемой вам записи – блестящее тому подтверждение.

 

© Анатолий Лихницкий, составление программы

Ремастеринг 1997, Анатолий Лихницкий

 

ДИСКОГРАФИЯ